*please use Chrome/Yandex browser or Android/IOS; otherwise, spoiler-tags I use to make my posts compact may not work*

Saturday, September 12, 2020

Как феминизм проредил мой TBR

Пришло время посетовать на то, как фемоптика усложнила выбор чтива.











Было время, когда гарантом хорошей книги для меня был какой-нибудь хрен с горы, помыкающий украшением сюжета героиней. От эта романтека, думала я. И за отношения в жизни считала только пресловутые вулканы страстей, которые так и норовила неосторожно разбудить в чьей-то груди и своей одновременно. 

Что теперь? А теперь стоит учуять даже от аннотации ссаный душок абьюза, ссаными же тапками книга гонится с TBR. Нет, конечно же, не любая. Лишь та, в которой романтизируется токсичность и закрепляются гендерные стереотипы. 

Нормализация штука такая, сначала «фу, шо он творит», а потом Уорнер из Shatter Me снова кажется классным. Да-да, все эти мальчуки из казалось бы нового поколения литературы с сильными героинями всё те же махровые сексисты и МГСники (сюда не мат зашит, если что, а мужская гендерная социализация), только посыпанные печеньками ближе к концу. Но вот эти финальные чудеса программируют терпил и перевоспитательниц. Кто-то скажет, что это всего лишь фикшн. Но фикшн отражает и формирует реальность. Так что я бы повыжгла такие книжечки из школьных библитек.

Кстати, то же касается пресловутой дайверсити. Сначала мы кричали: зачем столько геев, с чем едят гендерфлюидность, хватит цветных персонажей! А теперь включишь или откроешь что-то энной давности, и не хватает уже пестроты и реалий нашего мира, хочется всех побить за расизм, гомофобство и иже с ними. И нет, мне все ещё проще ассоциировать себя с белыми телочками, но я сильно ЗА репрезентацию, чтобы лет через сто люди на допросе могли вспомнить цвет пальто преступника, а цвет кожи нет, потому что не обращают на это внимание. 

Исторический фикшн, особенно достоверный, вообще вызывает трясучку. Когда меня спрашивают, в какою эпоху я бы хотела жить, всегда отвечаю — здесь и сейчас, потому что куда ни плюнь во вчера, позавчера или тысячу лет назад, женщиной быть неуютно и даже опасно. Без сопровождения не выходи, рот не открывай, живи, молись, ублажай, рожай. 

Сюда же идет классика. Ненавижу ее (на 99,99%)! Культ страдания. Настоящесть всего от любви до веры определяется именно болью. Женские персонажи сидят по углам и подсвечивают главных героев с яйками. Вот что я должна для себя почерпнуть из таких историй? Куприн говорит, что я тряпка. Достоевский предлагает положить свою жизнь на алтарь запутавшегося мудака. Толстой хочет, чтобы я не мандела лишний раз, не для меня ягодка счастья цвела. И так далее. Спс, мужики, оч жаль ваших современниц.

В общем, исторический сеттинг, как и современные страны, погрязшие в средневековых традициях, не лучшая почва для книги, которую я хотела бы прочитать. Слишком триггерно. При этом сама я росла как цветочек, никто меня не абьюзил, но я все еще помню, как лет в 18 считала, сколько осталось времени до замужей и родов, пытаясь успеть пожить. Благо, прошло несколько лет, и я выпала из системы. А теперь не хочу нырять в POV какой-нибудь женщины, у которой выбора в принципе нет. Это not relatable. 

Мне больше не кажутся сексуальными всякие Карданы, Деймоны, Дарклины (ноу факин кидин) и т. д. Издевательства, приказы, высокомерие, я-самый-умный, как-сказал-так-и-будет, моя-баба-хотеть-в-пещера-тащить. И это так странно, но в то же время круто осознавать, как меняются представления и вкусы. Я и раньше нередко болела за типа скучных (читай: уважающих границы и чувства ГГ) мужских персонажей, но теперь это не исключение, а правило. И я точно уже не открою серию Fever и не включу кино в стиле «365 дней», потому что глаза закатятся так глубоко, что можно остаться слепой. 

Задолбала и мизогиния, особенно внутренняя. Это когда положительность главной героини оттеняет какая-нибудь сучка-шлюшка. Это грызня из-за парней или просто бабские склоки с нихрена. Это наделение протагонисток конвенциально одобряемыми качествами, а антагонисток свободой, но вместе с ней порицанием. 

Хорошо, что есть еще книги, в которых представлены самые разные люди, ведь и женщины бывают тварями, и мужчины благородными, и сильно наоборот. Такие истории отличает отсутствие деления на черное и белое, а также авторской оценки чужих действий и мыслей. Типа, смотрите, дети, это Олег, он угнал машину, паскудатварь, а это Алена, у нее было три парня, конечно же, с Аленой у нас тут никто не общается. Читатель сам решит, как относиться к Олегу и че делать с Аленой. Проблема в том, что книги с таким наполнением написаны не так давно. До них авторам как личностям надо было дорасти вместе с обществом, если раньше такие уникумы и встречались, то в абсолютном меньшинстве. Ну а поскольку тенденция свежая, выбор литры небольшой. 

Вот так эволюционируешь, а поп-культура за тобой не поспевает.

2 comments:

  1. Просто хочу сказать, что это идеальный пост, которому я сочувствую на 100%!! Очень сложно стало найти достойную книгу, чтобы в ней и репрезентация квир-сообщества была стоящая, и женщин никто не угнетал. Особенно плюсую за наблюдения по поводу разнообразия в кино! Оно реально необходимо. Недавно угораздило включить один русский фильм, и на первых пяти минутах уже стало очень неуютно от осознания, что там репрезентация заведомо будет нулевая. То же самое и со старыми американскими фильмами, где НЕ-белые актеры могли играть только третьестепенные роли-клише. Скучно это и неправдоподобно всё. Устарело. C отношения к женщинам в русской классике и в исторической прозе вообще тоже дико триггерит, но еще больше раздражают современные авторы (особенно в фэнтези!), которые из всех возможных эпох, из всех возможных вселенных, в которых могут устанавливать свои правила (любые!), предпочитают выбирать средневековье и радостно смаковать подробности унижения женщин в своей уютненькой выдуманной псевдосредневековой вселенной.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Гаспоть, я настолько выпала из собственного бога, что пропустила этот замечательный комментарий. *Объятия солидааарности*

      Delete